вторник, 14 декабря 2010 г.

старое о нынешнем

Сегодня часто можно встретить людей, которые с видимой заинтересованностью пытаются привлечь внимание к вопросу места и роли протестантизма в нашем обществе. Мы наблюдаем за множеством попыток самоопределения некоторых лидеров церковных сообществ. Дискуссия строится на противостоянии деятельности исторической церкви. Но самое интересное, что на сегодняшний день, на просторах бывшего Союза, протестантизм, во всем своем многообразии, не имеет однозначной программы, которая могла бы не просто конкурировать с деятельностью православной религии, а имела бы влияние на жизнь современного общества.
Если смотреть на деятельность отдельно взятых групп церквей протестантского направления, то можно отметить одну интересную закономерность в их деятельности. Воплощение целей, обозначенных в англоязычных книжках, причем не самого лучшего качества. Способы достижения сограждан можно сравнить с деятельностью «духовных захватчиков», когда религиозное сообщество на время «проникает» в обыденный мир, для того, чтобы «схватить» тех, кого успеет и снова спрятаться за субкультурным забором, который ограждает церковь от вмешательства окружающих. По сути, протестантизм сегодня – это сообщество, мечтающее влиять на морально-этическую составляющую сограждан, а скорее всего, религиозная группа, стремящаяся к политической власти и финансовой независимости, посредством «навязывания»  религиозной идеологии и построение проамериканской культуры.
Можно отметить тот факт, что в американских церквях, народ не только разграничивает, но и удовлетворяет потребности и «кесаря», и Бога. Во всем протестантском мире, церкви постреформаторской эпохи, имеют колоссальную поддержку со стороны правительств стран, на территории которых, они размещаются; по причине того, что религиозные сообщества имеют четко определенные отношения к государству; обязанностям граждан и к социальной жизни общества.
В протестантских кругах обсуждаются лишь вопросы влияния на законодательную власть, соперничество с ортодоксальной церковью и вопросы судебных тяжб. Остальные вопросы, решаются на уровне отдельно взятых групп и союзов. То есть вопросы, которые могли бы адаптировать духовные устремления протестантов к требованиям современности, практически не решаются. Разве можно выдать решение поместной церкви за политическое направление развития всех протестантов?
Сколько пиарщиков «от религии», пытается подняться по политической лестнице, не имея программ и целей, направленных на преобразование гражданского общества. Снова и снова откладывается «на потом» решение вопросов, без которых протестантизм не может восполнять нужды сограждан. Правы те, кто задает вопрос сегодняшнему протестантизму – что именно протестантизм может предложить государству? Как разрозненные религиозные группы могут принять решения, удовлетворяющие всех? Какую социальную программу может воспроизвести протестантизм, кроме как проецирование американского опыта? И на эти  вопросы, необходимо будет дать ответ, иначе религиозный механизм, отработанный в течении тысячи лет, будет всегда более привлекательный для государства. Мелкие группы будут просто сметены со сцены общественного влияния, а необходимое «осоление» общества будет производить то, от чего мы стремимся избавиться – обрядовость и традиции. Во что превратится общество под влиянием подобного рода «соли» через  несколько лет? И если нам кажется, что реформация возможна при усилии некоторого количества церквей нашего времени, то скорее всего, мы ошибаемся в очень важном вопросе – единство Церкви. И не смотря на разногласия в вопросах совершения служения и прочих «непреодолимых» условностей, сегодняшний протестантизм обязан выработать модель взаимодействия с государством и способы активного участия в формировании духовного развития общества.  А ведь чтобы иметь нечто общее, просто необходимо понять, что именно общее мы можем предложить. А первый шаг к решению проблемы, лежит в осознании существования самой проблемы. И решать этот вопрос придется, и если не сегодня, то завтра, но уже тем, кто вырастет в условиях псевдорелигиозного мышления и непринятия окружающим миром.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

закон или благодать в общине - что выбрать? Как реализовать свой выбор?

   Закон ослабленный плотью.Закон не доводящий до совершенства и не могущий животворить. Очень похоже на то, что Закон дан для воспитания пл...